Всеобщая история 5 Саплина Учебник

Всеобщая история 5 Саплина Учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса». Ознакомительная версия для покупки учебника (ссылка для покупки в интернет-магазине: «Немировский, Саплина, Соломатина: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник — М.Просвещение»).

 

Всеобщая история 5 класс
(УМК РВИО: Саплина, Немировский и др.)
ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение.

Глава I. Первобытное общество.

§ 1. Древнейшие люди.
§ 2. Первобытные охотники и собиратели.
§ 3. Верования и искусство.
§ 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла.

Глава II. Древний Восток.

§ 5. Возникновение Древнеегипетского государства.
§ 6–7. Общество Древнего Египта.
§ 8. Расцвет Древнеегипетского государства.
§ 9. Религия Древнего Египта.
§ 10. Наука и искусство в Древнем Египте.
§ 11. Возникновение первых государств в Древнем Междуречье.
§ 12. Вавилонское царство.
§ 13. Финикия.
§ 14. Древняя Палестина.
§ 15. Ассирийская держава.
§ 16. Персидское царство.
§ 17. Древняя Индия.
§ 18. Древний Китай.
§ 19. Религия и культура Древней Индии и Древнего Китая.

Глава III. Древняя Греция.

§ 20. Начало греческой цивилизации.
§ 21. Верования древних греков.
§ 22. Поэмы Гомера.
§ 23. Государство-полис в Древней Греции.
§ 24. Великая греческая колонизация.
§ 25. Древние Афины.
§ 26. Древняя Спарта.
§ 27. Греко-персидские войны.
§ 28. Афинская демократия.
§ 29. Культура Древней Греции.
§ 30. Повседневная жизнь древних греков.
§ 31. Наука в Древней Греции.
§ 32. Театр в жизни древних греков.
§ 33. Священный огонь Олимпии.
§ 34. Ослабление Эллады. Возвышение Македонии.
§ 35. Походы Александра Македонского на Восток.
§ 36. Культура царства Птолемеев.

Глава IV. Древний Рим.

§ 37. Начало римской истории.
§ 38. Семь римских царей.
§ 39. Установление республики.
§ 40. Нравы, обычаи, религия.
§ 41. Завоевание Римом Италии.
§ 42. Пунические войны.
§ 43. Завоевание Восточного Средиземноморья.
§ 44. Гражданские войны.
§ 45–46. Рабство в Риме.
§ 47. Римское государство в I веке до н. э.
§ 48. Октавиан Август.
§ 49. Династии римских императоров.
§ 50. Возникновение христианства.
§ 51–52. Культура.
§ 53. Быт и досуг римлян.
§ 54. Поздняя империя.
Заключение.

 


ВВЕДЕНИЕ

  1. Что изучает наука история?

Слово «история» древнегреческого происхождения. Греки усматривали в нём два смысла: «описание» и «расследование». Греческий историк Геродот полагал самым важным, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение». История как «расследование» должна, опираясь на факты, выявлять причины событий, оценивать их и делать выводы.

В Древней Греции покровительницей истории считали музу Клио. Людям необразованным и невежественным Клио никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных её «кладовые» всегда открыты.

Работая с учебником, вы погрузитесь в интересный и таинственный мир прошлого, перенесётесь на несколько тысячелетий назад и узнаете, как зарождались, расцветали и гибли государства, исчезали целые народы. Вы побываете во дворцах великих правителей, по повелению которых воздвигались величественные сооружения и начинались разрушительные войны. Вы узнаете великих людей прошлого, прославивших на века своё имя славными подвигами, пройдёте по улицам древних городов, где жили простые люди, кропотливым трудом которых на Земле созданы все богатства.

Учёные-историки делят историю человечества на четыре периода: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. В этом году вы будете изучать историю Древнего мира.

  1. Исторические источники.

Человек оставляет на земле свидетельства своей деятельности. Отшлифованные палка и камень, маленькая бусина, пожелтевшие листы старой книги, пещера с рисунками древнего человека, египетская пирамида, герб на доме, медная монета и многое другое — всё это «следы» прошлого. Учёные называют их историческими источниками. С них начинается исследование и познание прошлого.

Исторические источники делятся на группы. Вещественные источники — это орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилые постройки и т. д. К письменным источникам относятся летописи, хроники, грамоты, договоры и указы, дневники и воспоминания, а также эпиграфические памятники — надписи на камне, металле, кости и других материалах, тексты, нацарапанные от руки на посуде или стенах зданий. В группу устных источников входят предания, сказания, легенды, былины, баллады.

Огромную роль в изучении прошлого играет наука археология. Она изучает историю по вещественным источникам, которые извлекают из-под земли. Археологию называют «наукой лопаты».

Наука антропология изучает и восстанавливает физический облик древнего человека, этнология изучает бытовые и культурные особенности народов мира. Существуют и другие вспомогательные науки, с помощью которых учёные восстанавливают прошлое человечества.

Учреждение, которое занимается сбором различных памятников старины, хранит их, выставляет для обозрения и организует выставки, называется музеем. В переводе с греческого языка слово «музей» — «храм муз». Старинные рукописи, грамоты, летописи, договоры и другие письменные источники хранятся в архивах.

  1. Счёт лет в истории.

Любое историческое событие имеет свою дату. Изучать историю без дат нельзя. Человек стал записывать даты только с появлением письменности. Самый простой способ отсчёта времени — смена дня и ночи. Наблюдая за луной, древние люди заметили, что она меняет свой вид от серпа до круга за 29,5 суток. Продолжительные отрезки времени измеряли, например, временами года, разливами реки.

Продолжительность года рассчитали древние египтяне, их год составлял 365 дней. В некоторых странах, когда одного царя сменял другой, счёт прерывали и начинали заново. Позднее люди придумали более удобный способ: отсчёт лет начинали от памятного события. Например, для жителей Рима это 753 год до нашей эры — легендарная дата основания этого города.

В нашем календаре точка отсчёта лет — условный год рождения Иисуса Христа. Все события, происходившие ранее, принято обозначать «до Рождества Христова» или «до нашей эры» (сокращённо до н. э. или до Р. X.).
Всеобщая история 5 Саплина Учебник

Для удобства счёта времени используют не только годы, но и столетия (по-другому — века) и тысячелетия. Годы обозначают арабскими цифрами: 978 год, 1812 год, 1960 год, 2000 год и т. д., века — римскими цифрами: I век, IV век, XII век, XVI век, XX век. Век — это 100 лет. Для определения века по дате следует прибавить единицу к первым двум цифрам, если год обозначен четырьмя цифрами, и к одной первой, если год обозначен тремя цифрами. Например, 1825 год (18 + 1 = 19) — XIX век; 475 год (4 + 1 = 5) — V век.

  1. Как работать с учебником.

Учебник содержит главы, параграфы, словарь понятий и терминов. Карты, схемы, иллюстрации дополняют текст и помогут вам при выборе ответа на главный вопрос параграфа и главы.

Основные понятия выделены в тексте курсивом. Их значение раскрыто в тексте или словаре. Имена исторических личностей, а также даты для запоминания выделены полужирным шрифтом.

Вопросы и задания к картам, иллюстрациям и схемам даны в параграфах. Выполнение заданий в конце параграфа и главы предполагает использование дополнительной литературы и интернет-ресурсов. Ориентиром в работе с учебником являются условные обозначения.

 


Вы смотрели: Всеобщая история 5 Саплина Учебник «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА для 5 класса». Ознакомительная версия для покупки учебника.

Вернуться на страницу Список учебников по истории

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней